Понятие организационных форм обучения - Понятие организационных форм обучения. Общие и конкретные формы организации обучения. Характеристика объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения.

Формы организации обучения организационные формы — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: По количеству учащихся выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

По месту учебы различаются школьные и внешкольные формы. К первым относятся школьные занятия, работа в мастерских, на пришкольном участке, в лаборатории и т. Форма организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляется в установленном порядке и в определенном режиме. В общих форм организации обучения относятся урочная и внеурочная , в каждой из которых используют фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации учебной работы Критерием такого деления является не количество учащихся, а характер связей между ними в процессе познавательной деятельности.

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает совместную деятельность класса для реализации учебных задач Ученики под руководством учителя одновременно выполняют общую для всех работу, обсуждают, сравнивают и оценивают ее результаты.

Фронтальная форма может быть реализована в процессе проблемного или объяснительно-иллюстративного изложения материала, выполнения репродуктивных или творческих заданий. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а не нацеливаться на абстрактного идеального ученика. Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает разделение их на группы для решения одинаковых или разных задач. При разделения на группы следует учитывать индивидуальные особенности каждого школьника, его учебные возможности для выполнения задачи.

Количество учащихся в группах должна составлять человек Результаты совместной работы в группах по умелого руководства учителя, стимулирование познавательной деятельности детей всегда значительно выше по сравнению с выполнением этой задачи каждым учеником. Индивидуальная форма организации учебной работы предполагает постановку перед каждым учеником специально подобранного в соответствии с уровнем его подготовки и учебных возможностей задачи для самостоятельного решения.

Такие задания направлены на работу с учебной и методической литературой, источниками информации справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии, карты , на решение задач, примеров, организацию наблюдений и экспериментов, написание эссе, сочинений, рефератов, докладов.

Индивидуальную работу часто используют в процессе программированного обучения. Индивидуализированная форма направлена на самостоятельное выполнение специфических задач с учетом индивидуального темпа учебно-познавательной деятельности каждого школьника Важными функциями учителя является стимулирование познавательной деятельности, постоянный контроль за выполнением заданий, своевременная помощь в преодолении учебных затруднений.

Индивидуальную работу можно организовать на всех этапах урока: Конкретными специфическими формами организации обучения являются: В период нового времени сложился О-И тип обучения, т.

Это обучение как путь формирования знаний, несомненно, обладает достоинствами: Однако в этом подходе есть и недостатки: Иначе говоря, сообщающее обучение не развивает мышления. Поэтому в дидактике, особенно в XX веке, велись поиски таких моделей обучения, которые позволяли бы обучать критическому, продуктивному мышлению и умениям творческого мышления.

Организационные формы обучения

Так появляется проблемное обучение. Сущность уч-ся — включаются в процесс поиска доказательного решения проблем, благодаря чему уч-ся самостоятельно добывать знания. В основе - проблемная ситуация. Цель - сформировать у уч-ся оценочные суждения, собственную позицию. После темы формулирует проблему, делит ребят на группы, стимулирует к догадке ;. В основе проблемного обучения лежит идея известного отечественного психолога С.

Рубинштейна, о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Поэтому проблемное обучение раскрывается через постановку учителем и разрешение учеником проблемного вопроса, задачи и ситуации. Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает, что субъект хочет решить трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Данный вид обучения стимулирует проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества у учащихся; развивает интуицию и дискурсивное мышление; учит искусству решения различных научных и практических проблем, опыту творческого решения теоретических и практических задач.

Классно-урочная форма организации обучения. Типы и структура урока, их разновидности и возможности в решении задач обучения, воспитания и развития личности ученика. Современный урок, пути его совершенствования. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения. Классно-урочная система является самой распространенной формой организации обучения во многих странах, ее суть заключается в том, что учитель проводит учебную работу с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки класс в течение определенного времени и по установленному расписанию урок.

Истоки классно-урочной системы достигают Древней Греции.

Организационные формы обучения

В эпоху Возрождения XIV - XVI I в немецкий просветитель Филипп Меланхтон - разработал систему организации школ, которая предусматривала разделение учащихся на классы, учебные планы и программы в каждой из школ. Наиболее полно классно-урочную систему обосновал Коменский, который характеризовал ее не только как эффективную систему обучения, но и как важное средство демократизации школьного образования.

По сравнению с другими формами, в частности индивидуальными, классно-урочная система имеет определенные преимущества: Структура урока — совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах. Организация начала урока 2 минуты. Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока. Проверка домашнего задания 3 минуты. Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.

Изучение нового материала 20 минут. Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся. Первичное закрепление знаний 5 минут. Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний. Подведение итогов урока 2 минуты. Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся. Информация о домашнем задании 3 минуты.

Понятие организационных форм обучения. Общие и конкретные формы организации обучения — Мегаобучалка

Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения. Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б. Есипов и выделил следующие типы уроков:. Последнее изменение этой страницы: Все права принадлежать их авторам. Обратная связь - Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления. Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Следующая.

Понятие организационных форм обучения. Общие и конкретные формы организации обучения. Характеристика объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения.